Самая, пожалуй, интересная загвоздка в полиграфии – добиться полного совпадения и повторяемости цветов. Сделать так, чтобы
корпоративный цвет, заданный в бренд-буке, выглядел везде одинаково – на визитках, папке, фирменной кружке и вышивке на кармашке фартука. Добиться этого очень трудно.
Серия «Подсолнухи» кисти Ван Гога известна не только как прекрасное творение мастера, но и как образец
несовершенства красок. Ван Гог использовал белый пигмент на основе сульфата, который под воздействием ультрафиолета постепен
но стал темнеть. Это очень медленный процесс, но со временем подсолнухи из желтых станут коричневыми. Очень грустно.
Любая краска имеет довольно сложный состав. Производители полиграфических красок выдерживают все необходимые стандарты и добиваются практически полного соответствия заданным эталонам. Но даже в пределах этих стандартов могут происходить неожиданные вещи. Например, краски от разных производителей могут по-разному вести себя на определенном сорте бумаги. Сорта бумаги также имеют чуть разный химический состав, при впитывании бумага взаимодействует с краской – и может чуть измениться.
Всё это происходит в пределах, определенных стандартами, и не должно беспокоить заказчика (это скорее головная боль технолога типографии).
Итак, пантоны. Вернее, каталог PMS (Pantone Matching System), который компания Pantone LLC выпускает уже не первое десятилетие. Современная компания Pantone – это многофункциональный сервис, который закрывает все потребности в стандартизации цветов во многих отраслях.
Нам с вами важно знать: полиграфические краски изготавливаются и составляются по стандартам Pantone. Веер пантонов – это большая стопка полосок бумаги размером 23,5х4,2 см, на которых напечатаны образцы разных цветов. И сама бумага, и цвета на ней жестко определены стандартами Pantone.
Эти веера используются, во-первых, как эталоны определенных цветов, а во-вторых – как руководство при смешивании и воспроизведении цветов. Например, Pantone Formula Guide содержит 1755 PANTONE Solid Colors.
Для того чтобы указать конкретный цвет, достаточно знать его номер «по Пантону». Технолог достанет веер и найдет указанный цвет. На веере виден эталон цвета и указано, как его смешать.
Очевидно, что химическая промышленность не может производить сотни разных оттенков. Это технически сложно и просто бессмысленно. В полиграфии используется четыре триадные краски:
И базовые краски Pantone:
Последний цвет – Transparent White – прозрачный, он используется как разбавитель для получения светлых смесевых цветов.
Все остальные цвета на веере Пантона получаются смешением базовых красок. На веере прописаны их формулы – состав и пропорции, в которых смешиваются заданные базовые краски.
Триадные и пантонные краски не смешиваются между собой.
В большом наборе технолога можно найти до десяти разных вееров. Все они различаются – бумагой и набором красок.
Чтобы сравнивать цвет с эталоном, нужно взять соответствующий веер (матовый или глянцевый).
Основные пантонные веера, которые используются в повседневной работе, помогают смешивать пантонные краски и подбирать цвета CMYK.
Веер CMYK чаще всего используется как эталон при оценке печатного листа при полноцветной печати – насколько цвет на оттиске, известный по процентам, соответствует образцу.
Также вы можете задать фирменный или часто используемый цвет именно в палитре CMYK – и печатники будут ориентироваться на эталон из веера.
По этим веерам «замешивают» смесевые цвета.
Как это происходит? Например, вы указали в бренд-буке: фирменный цвет PANTONE 1817. Цвет находят в веере и смешивают из PANTONE Red 023 и PANTONE Black в пропорции 16/6.
Вообще базовые и смесевые цвета Pantone потому и используются, что их невозможно напечатать триадными красками. CMYK имеет небольшой цветовой охват, даже RGB при переводе в CMYK теряет в яркости и насыщенности.
Никакой цвет из палитры Pantone Solid Colors нельзя точно воспроизвести цветами палитры CMYK.
Но иногда ситуация вынуждает использовать только 4-красочную печать триадными красками. В этом случае подобрать проценты CMYK помогает именно веер Color Bridge. Но если вы внимательно его посмотрите, то увидите, что соответствие цветов на нем – довольно приблизительное.
Для одного тиража печатник и технолог подбирают цвет сами. Нужное количество краски смешивается по формуле, утверждается заказчиком (или технологом, если заказчик не может приехать на приладку) и используется в одной из секций печатной машины. Если заказчик постоянно использует этот цвет, то остаток сохраняется до следующего заказа – как образец.
Для длинных тиражей, когда нужно намешать большое количество краски, а также в случаях, когда цвет особенно критичен и нужно соблюсти эталон один в один, краску можно заказать в сертифицированной лаборатории. Специалисты составят цвет, и вы получите большую банку краски плюс контрольные выкраски – образцы цвета для сравнения с эталоном.
В правильном бренд-буке прописываются все варианты воспроизведения фирменных цветов. Каждый используемый цвет задается в RGB, CMYK и Pantone. RGB служит для цифровых изделий (сайта, почтовой рассылки, баннеров и пр.). CMYK используется для полноцветной печати. Если есть возможность ввести дополнительную краску при печати, используется Pantone. В шелкографии и тампопечати также используются заданные пантоны.
Минимальная информация о цвете, которую может дать типографии заказчик, это номер в палитре Pantone Solid Colors Coated. Дальше все вычисляется через формулы соответствия.
Важно знать: стандарты Pantone распространяются не только на печать. Соответствие можно установить и с автомобильными красками, и с другими областями, где цвета можно смешивать и подбирать.
ИП Верес С.А.
Свидетельство от 17.02.2010 выдано Администрацией Ленинского района г. Гродно, УНП 590956433, РБ, г. Гродно
Время работы с 9.00 до 21.00
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.