Печать – процесс многократного воспроизведения видимой информации (текста и графики) через нанесение печатной краски с помощью носителя изображения (в частности, печатной формы) на запечатываемый материал;
Носитель изображения (печатная форма) служит для воспроизведения графики и текста при печати, охватывая всю информацию, необходимую для нанесения краски на материал;
Печатная форма – материал, с помощью которого краска переносится на запечатываемую подложку или промежуточный носитель для воспроизведения текста, графики.
Напечатанное изображение – видимая информация, содержащая комплексность всех печатающих элементов изображения, воспроизводимого при печати;
Печатающий элемент – участок, который воспринимает краску (например, начертание литеры, линия или растровая точка) на стадии представления того, что должно быть воспроизведено в печати;
Печатная краска – субстанция или вещество, которое при печати наносится на запечатываемый материал;
Подложка – материал, который воспринимает изображение, передаваемое печатной формой;
Печатная машина – электромеханическое устройство на котором осуществляется печатный процесс;
Способ печати, в котором применяют формы, печатающие элементы которых расположены выше пробельных, называется способом высокой печати. Данный способ печати очень долго пользовался популярностью, но в настоящее время пальму первенства ей пришлось уступить офсетной печати. Причиной этому послужили несколько важных преимуществ офсетной печати, к которым можно отнести более низкую стоимость печати, лучшее качество печати, более высокая скоро Высокая печать пока еще находит применение для печати продукции, не требующей высокого качества изготовления: карманных телефонные справочников или отдельные виды газет.
К высокой печати относится и флексография - популярный метод печати самоклеящейся этикетки и гибкой упаковки. Для флексографии используется эластичная печатная форма.
.
В полиграфии к технологиям высокой печати относят типографскую (книжную) печать и флексографию. Эти технологические процессы отличаются как печатными формами, так и в процессом печати.
В способе высокой печати верхние участки печатающих элементов ( буквы и линии) выступают над поверхностью формы и располагаются в одной плоскости. Печатную форму покрывают краской, которая под давлением переходит на запечатываемый материал. Высокий способ печати отличается простотой процесса печати, а также легкостью изготовления печатной формы. Способ высокой печати обеспечивает настолько четкие начертания букв и контуры оттисков, которые до сих пор с трудом достижимы другими способами печати. Поэтому высокую печать и называли типографской (книжной) печатью. Оттиски , полученные способом высокой печати, обладали высокой четкостью,яркостью и насыщенностью цвета и тона. Важным преимуществом способа высокой печати являлась постоянство качества изображения во всём тираже, обусловленная отсутствием таких нестабильных процессов, как увлажнение печатных форм (в плоской офсетной печати) или удаление краски с пробельных элементов форм (при глубокой печати). К достоинствам высокой печати, можно отнести и тот факт, что поверхность печатных форм высокой печати из фотополимеров химически нейтральна, поэтому обладает способностью воспринимать любой раствор. Благодаря химической нейтральности поверхности, формы высокой печати вполне можно применять и при печати красками на масляной основе, и красками на базе водных и спиртовых растворителей (флексография). Однако высокая печать обладала и существенными недостатками. Помимо перечисленных Выше недостатков, этот способ печати был вреден для здоровья, так как металлические печатные формы содержали вредный для здоровья и экологически опасный свинец. Неэкологичность, низкая разрешающая способность и пр., способствовали тому, что доля высокой печати, особенно после появления офсетных форм на алюминиевой основе, резко снизилась.
В последнее время способ высокой печати утратил лидирующее положение в выпуске большинства видов издательской продукции, но до сих пор используется для печати однокрасочных газет, книг, а также в упаковке (например, печать самоклеящихся этикеток и гибкой упаковки). Это обусловлено универсальными репродукционными возможностями высокой печати при воспроизведении оригиналов самого различного характера: текстовых, иллюстрационных, смешанных, одно- и многокрасочных.
Технология высокой печати не стоит на месте, она постоянно совершенствуется. Внедрение гибких полноформатных печатных форм из фотополимеров с малой (0,4-0,7 мм) глубиной пробельных элементов явилось важным стимулом для развития и поддержания конкурентоспособности высокой печати. Усовершенствуется технология высокой печати: фотополимерные печатные формы в сочетании с повышением жесткости конструкций печатных машин и применением синтетических декелей из армированных материалов на пористой волокнистой основе позволили значительно повысить эффективность работы за счет уменьшения затрат времени на подготовку к печатанию..
Материалами, из которых изготавливаются формы глубокой печати, чаще всего являются металлические сплавы.Благодаря этому, формы для глубокой печати обладают длительным сроком службы.
Подача краски при глубокой печати осуществляется автоматически. Заполняя "вмятинки" в форме, она покрывает требуемую поверхность. Излишки, остающиеся на пробельной поверхности, удаляются специальным инструментом, который называется ракель. Этот процесс также целиком автоматизирован, что облегчает работу на подобных аппаратах.
Очевидные преимущества глубокой печати заключаются в сравнительной простоте технологического процесса и высоком качестве печатной продукции. Разница в насыщенности изображений, полученных с помощью глубокой печати, обеспечивается различной глубиной печатающих элементов. Это является главным преимуществом глубокой печати при воспроизведении тонов, света, тени на изображении. С помощью образовавшихся слоев краски различной толщины на бумаге получается четкое изображение с тончайшими деталями.
Но помимо преимуществ, глубокая печать обладает одним большим минусом, который сильно ограничивает ее распространение. Ввиду того, что каждая печатная форма требует достаточных усилий, при ее создании, этот способ печати является довольно дорогостоящим, что и служит причиной применения его в узких областях полиграфии или лишь для печати больших тиражей ( более 1 млн экземпляров). Лидирующим рынком, где задействована глубокая печать, является производство упаковок. Благодаря своей долговечности, форма с лихвой окупает все затраты, потраченные на ее изготовление. Неудивительно поэтому, что в отрасли предпринимались неоднократные попытки заменить монолитный формный цилиндр ротационных печатных машин быстросъемными гибкими печатными формами. Во второй половине 70-х годов XX века произошел существенный прорыв в технологии глубокой иллюстрационной печати в связи с увеличением производительности и ширины печатных машин На сегодняшний день скорость печати может составлять до 15 м/с при ширине бумажного полотна до 3,6 м. Пока не ясно, можно (и нужно ли с точки зрения потребностей рынка) предпринимать еще какие-либо усилия в этом направлении. Прежде всего, достигнутые технические характеристики (скорость и ширина) выводят глубокую печать в лидеры среди других способов печати по показателю производительности.
В последние годы отчетливо заявила о себе новая тенденция на рынке. Растущее стремление к индивидуализации означает постепенную замену массовой продукции специализированными изданиями, которые отвечают узким интересам отдельных социальных и профессиональных групп и, следовательно, означает неизбежный переход к малотиражной печати. Из-за дорогостоящей и трудоемкой подготовки формного цилиндра глубокая печать оказалась не готова к этому переходу и уступила значительный сегмент рынка журнальной и коммерческой продукции рулонному офсету. Чтобы восстановить утраченные позиции, производители машин глубокой печати пойдут, вероятнее всего, по пути создания небольших, функционально гибких печатных устройств с возможностью их быстрой переналадки при смене заказа. Видимо, появления быстро заменяемых печатных секций и упрощения процедуры подготовки формных цилиндров следует ожидать уже в ближайшие годы.
Последние годы оказались для глубокой печати не самыми благоприятными: сократилось число мелких типографий, и только крупным печатным компаниям удается «осилить» высокие начальные инвестиции и добиться эффективности производства. На этом фоне, даже по самым оптимистическим прогнозам, не приходится ожидать сколь - нибудь серьезного роста влияния глубокой печати на рынке производства полиграфической продукции.
Данный метод применяется при создании разнообразной упаковочной продукции и др. изделий, которые требуют большое количество иллюстраций-для печати журналов, газет, популярных каталогов. Помимо данных вариантов использования этого варианта печати, также очень часто он используется при печати денежных знаков. Применяется он в этом процессе как один из наиболее простых, но действенных способов защиты купюр.
Помимо ее применения в среде упаковочного производства и изготовления денежных банкнот этот способ также широко применяется и в художественной графике. Примером тому служат уникальные гравюры.
Литография была изобретена немцем Иоганном Аллоисом Зенефельдером в начале XIX века. Этот способ относился к технологиям плоской печати. Суть технологии данного метода состояла в использовании свойства жиров отталкивать воду. Печатной формой служил специальный литографский камень - известняк. На него жирной тушью или специальным жирным литографским карандашом наносили изображение. После чего камень обрабатывался специальным составом, воздействующим только на те места, на которые не был нанесен рисунок. Благодаря обработке специальным составом, места без изображения в увлажненном состоянии не воспринимали краску. После чего под давлением краска с печатной формы переносилась на бумагу. Подобный способ позволял издавать большие тиражи за короткое время.
В 1806 году Зенефельдер была открыта в Мюнхене первая литографская мастерская, а в начале XIX века практически во всех крупных европейских столицах заработали подобные мастерские. Цветная литография более сложна, так как для каждого цвета приходится готовить отдельный камень, но результаты получаются настолько интересными, что этот вид литографии продолжает существовать и развиваться.
Офсетная печать - самая популярная и распространенная в России печатная технология. Сущность офсетной технологии заключается в том, что процесс передачи изображения на бумагу с печатной формы происходит не непрямую, а посредством промежуточного офсетного цилиндра. Печатающие и пробельные элементы находятся практически в одной плоскости, поэтому офсетный способ печати относят к плоским способам печати. В традиционной офсетной печати краска попадает на бумагу, проходя как минимум два вала — один из них называется валом с формой, а другой — офсетным валом.
Офсетные печатные формы изготавливаются, как правило, на алюминиевых или цинковых листах толщиной примерно 0,4-0,8 мм. Для получения равномерной матовой поверхности, данные пластины подвергают определенной механической обработки (зернению). Данная форма обычно покрывается специальным светочувствительным слоем, после чего наносится изображение. Под влиянием засветки, печатающие и пробельные элементы на поверхности пластин приобретают различные свойства.
Засвеченные (гидрофильные) части формы притягивают воду и отталкивают любую маслянистую субстанцию, в том числе и краску. Не засвеченные части, наоборот, начинают отталкивать воду и притягивать краску. Результатом всего этого процесса является попадание краски только на не засвеченные части формы.
При каждом повороте с помощью системы увлажняющих валиков вал с печатной формой омывается водой, затем через систему красочных валиков на его гидрофобные части наносится краска. Изображение переносится с вала с печатной формой на офсетный вал, а оттуда — на бумагу. Офсетный вал способствует меньшему износу форм и большей ровности краски.
Способы офсетной печати основаны на разложении любого цвета по нескольким цветовым компонентам, например CMYK. Для каждой страницы цветного изображения изготавливается набор печатных форм, изображение на каждой из которых соответствует компоненту цветов изображения в системе CMYK. Полноцветное изображение при офсетном способе печати состоит из четырех основных цветов: голубого, желтого, пурпурного и черного.
Офсетные печатные машины могут быть как однокрасочными, так и многокрасочными. В многокрасочной офсетная машине для каждой наносимой краски имеется отдельная печатная секция. Например, если в процессе печати, будет использовано 5 красок, и печатная машина имеет достаточное количество секций, то каждая краска будет заправлена в отдельную секцию. А процессе печати запечатываемый материал будет проходить последовательно через каждую секцию. Безусловно, печатать на многоцветной печатной машине гораздо удобнее и быстрее, чем на двух или трехцветной машине. В подобном случае сначала печатают два или три цвета, затем машину останавливают и меняют краски и печатные формы, потом бумагу пропускают заново через те же секции для нанесения оставшихся красок.
Наиболее распространённые виды многокрасочных машин имеют собственные названия: двухкрасочные, трёхкрасочные и так далее. Для обеспечения точной цветопередачи при печати используются системы контроля, основанные на денситометрии, колориметрии, а также цветопроба.
Длительность процесса офсетной печати зависит, в большой степени, от процесса допечатной подготовки, достаточно долгого и сложного. Как правило, он включает в себя нескольких этапов: дизайн, верстку, сканирование, подготовку изображения для печати, цветопробу, цветоделение и т.д. Смонтированный на компьютере в электронном виде оригинал-макет затем выводится в виде фотоформ, далее следует засветка фотоформ и настройка оборудования под изготовленную форму. Стоимость подготовительных работ достаточно велика, поэтому рекомендуется применять офсетную печать при большом тираже изделия. Так как стоимость подготовительных работ относится ко всему заказываемому тиражу, чем больше будет тираж, тем, соответственно, меньше себестоимость единицы продукции.
Самым современным видом офсетной печати считается т. н. цифровой офсет. С помощью этой технологии изображение наносится на печатную форму, непосредственно установленную в машину. Традиционную технологию, использующую фотоформы, сейчас называют фотоофсетом.
Помимо этого вводят также классификацию по видам материалов — листовые (ротационные) и ролевые. Ролевые офсетные печатные машины используют не отдельные листы бумаги, а ролы — бумагу, скатанную в огромный ролик.
Другой копировальный процесс - мимеограф - изобрел Т.А. Эдисон (1847-1931 г.г.). Форма для него изготавливалась на пишущей машинке со снятой лентой. Оттиск выбивался литерами на плоской шелковистой основе с нанесенным на нее слоем воска - "восковке". Изготовленную трафаретную форму помещали на подушку или вал, пропитанные краской. Поверх трафарета клали листы бумаги и получали оттиски. Такой способ позволял изготавливать до 1000 оттисков.
Данный способ печати состоит в нанесении регулярных волнообразных или изогнутых линий (гильошей). Отсюда и происзождение названия - гильоширование
Гильоширование на марках.
Франции (1936) и Сербии (1945).
Гильошированием также называется процесс гравировки на поверхности металла сетки волнистых, закономерно переплетающихся линий при изготовлении печатных форм. Гравировка происходит на специальном гильошировальном станке, в котором стол, несущий материал для печатной формы, и резец совершают одновременно сложное движение.
Гильоширование для почтовых марок в настоящее время применяется сравнительно редко. Оно сохранилось, как одно из средств защиты от подделок, для печатания денежных знаков, облигаций, паспортов, акцизных марок и т. п.
Ирисовая печать (от гр. iris — радуга) — специальный вид печати, при котором наблюдаются плавные изменения цвета при переходе от одной краски к другой. Чаще всего используется в качестве средств защиты банкнот и ценных бумаг. Также для этой технологии употребимо название "Радужная печать".
Ирисовая печать - цветная печать несколькими красками одновременно из одного красочного ящика (разделенного перегородками) с одной печатной формы при использовании раскатных валиков с фиксированным осевым перемещением. Позволяет получить на оттиске плавный переход цветов от одного к другому. Ирисовый эффект может быть реализован только при использовании высоковязких красок, поэтому ирисовыми красочными аппаратами комплектуются листовые офсетные машины
Используется в качестве средств защиты банкнот и ценных бумаг
|
|
Плоская печать в полиграфии — способ печати, при котором используются формы, на которых печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишь физико-химическими свойствами. |
В полиграфии использование пловской печати стало возможным благодаря химической обработке печатных форм. В результате проводимой таким образом обработки, печатные разделы части формы становятся гидрофобными, а непечатные – олеофобными. Таким образом, печатные элементы становятся восприимчивы к жирной краске, а непечатные элементы – восприимчивы к воде. На начальном этапе производства типографской продукции методом плоской печати печатные формы покрывают водой. Вода остается лишь на пробельных участках. Затем форму заливают краской. Пробельные элементы не воспримут краски, поскольку уже увлажнены водой, а на печатных элементах краска останется. После этого происходит оттиск.
На принципе плоской печати функционирует большинство печатных машин, используемых в полиграфии.
Формы для плоской печати изготавливаются из металлических пластин. Пластины могут быть как однослойными, так и многослойными. Покрытую специальным светочувствительным слоем пластину засвечивают через шаблон. После химической обработки, форма приобретает необходимые для плоской печати свойства
В настоящее время в полиграфии на базе данного принципа основанно функционирование большинства машин офсетной печати.
Тампонная печать (тампопечать) — разновидность офсетной печати. Эластичный промежуточный элемент, переносящий изображение (называмый «тампоном» или «роллером»), позволяет переносить изображение с печатных форм глубокой, плоской, высокой и трафаретной печати на поверхности практически любой формы. Чаще всего используют печатную форму с углублёнными элементами изображения на плоской пластине.
Технология тампонной печати предназначена для нанесения изображения на плоские и немного искривленные поверхности. Использование технологии тампонной печати позволяет наносить многокрасочные изображения на изделия и предметы, изготовленные из различных впитывающих и не впитывающих материалов: пластмассы, резины, стекла и керамики, древесины, кожи, металлов и их сплавов и т.д. Этот метод идеально подходит для нанесения рекламной информации на различную сувенирную продукцию: ручки, зажигалки, брелоки, пластиковая посуда и т.п., а также может быть применен для маркировки сложных изделий, таких как, корпуса медицинских приборов, упаковочной ленточки, коробок для подарков, подставок для кубариков. Печать производится при помощи тампона, представляющего собой силиконовую подушку. Носителем информации является пластина с фоточувствительным слоем (клише), при обработке которого уровень в области изображения становиться немного ниже общего. Полученное клише устанавливается в станок.
Современные типографии имеют возможность печатать на авторучках, зажигалках, брелоках, бутылочных пробках, крышках банок, одноразовой посуде, парфюмерной упаковке, видеокассетах, компакт-дисках, корпусах приборов, значках, теннисных мячах и т.д. |
Перенос слоя краски с клише на поверхность силиконовым тампоном. |
Способ тампонной печати впервые появился в Швейцарии, где им печатали циферблаты часов. Тогда в качестве элемента для переноса изображения использовали тампон из желатина. (На некоторых отечественных предприятиях до сих пор также применяют тампоны из желатино-глицериновой массы. Такие тампоны имеют низкие химическую устойчивость и механическую прочность, нестабильны по свойствам. Их тиражестойкость 1,5–2,0 тысячи оттисков.)
В середине 60-х годов ХХ века была создана первая машина тампонной печати с электрическим приводом. Вскоре появились тампоны из вулканизированного холодным способом силикона.
в начале каждого печатного цикла валик (или скоба) наносит на клише краску, потом ракельный нож снимает излишки. Краска остается только в углублениях клише, откуда ее забирает опускающийся тампон. Затем он перемещается к запечатываемому предмету и переносит изображение на изделие. Цикл завершен. При этом правильный выбор краски обеспечивает длительную стойкость полученного изображения к истиранию. Как видно из описания технологии, наиболее важным параметром для тампонной печати является размер клише. Он определяет размер изображения, которое может быть перенесено на изделие. В приложении к рекламе чаще всего применяются станки с помощью клише 100х100 мм. Они позволяют выполнять порядка 98% возникающих рекламных заказов. В индустриальном применении тампонной печати размер клише полностью определяется задачей. Ограничения тампопечати – небольшой размер наносимого изображения и невозможность печати на слишком сильно искривлённых поверхностях. |
Схема тампонной печати: 1 — исходное положение (краска нанесена на печатную форму), 2 — тампон воспринимает красочное изображение, 3 — перенос изображения с тампона на изделие. |
Способ, при котором изображение получается путем продавливания краски через трафарет, в котором одни ячейки сетки пропускают краску на запечатываемый материал, а другие - нет, называется трафаретной печатьюили шелкографией. Как и в глубокой печати, на печатную форму накатывается краска, а затем она проталкивается через форму ракелем ( лезвием) на лежащий внизу запечатываемый материал.
Способ трафаретной печати интересен тем, что позволяет продавливать разные слои краски на запечатываемую поверхность, в том числе и очень толстые слои. Эта особенность трафаретной печати позволяет достигать необычных декоративных эффектов, повышенной износостойкости изделия, особой красочности и яркости изображения.
Это способ печати, который представляет собой прямую высокую ротационную печать красками, закрепляющимися на различных (чаще — гибких) материалах, с применением эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных цилиндрах с различной длиной окружности.
.
Флексопечать - один из самых популярных в мире видов печати.Достоинством флексографии является огромное разнообразие запечатываемых материалов: это может быть как тонкая пленка, так и достаточно грубый гофрокартон, бумага, фольга и т.д. Процесс печати происходит следующим образом: с помощью валика или цилиндра, взаимодействующего с ракелем, печатные формы покрывают жидкой млм пастообразной краской и переносят ее на запечатываемый материал. Оттиски флексографской обычно практически не имеют запаха, и очень быстро высыхают. Флексография хорошо приспособлена для печати на фольге и других видах не впитывающих материалов. Данный процесс называется флексографией, потому что форма или флексографская пластина сделана из резины или полимерного материала.
Флексография идеально подходит для изготовления всех видов этикеток, наклеек и упаковки, в том числе пластиковых пакетов. Область применения флексографии постоянно стремительно расширяется. Сегодня с помощью флексографии печатают газеты это журналы, рекламная продукцию, конверты, открытки книги, и т.д.
ИП Верес С.А.
Свидетельство от 17.02.2010 выдано Администрацией Ленинского района г. Гродно, УНП 590956433, РБ, г. Гродно
Время работы с 9.00 до 21.00
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.