Цель статьи дать теоретическое обоснование такому технологическому процессу полиграфического производства как треппинг. В статье будут освещены следующие вопросы: где и зачем необходим треппинг; что из себя представляет треппинг; как делался треппинг раньше; когда треппинг не нужен; треппинг Pantone®.
В свете обильного появления программных RIP, эта тема не столь актуальна, однако, для успешной практики никогда не помешает знать теорию.
Треппинг –это, в некотором смысле, диффузия, взаимопроникновение цвета перекрывающихся объектов по узкой границе, называемой треппинговым контуром. Треппинг – является неотъемлемой частью технологии полиграфического производства. Однако появился треппинг сравнительно недавно, с момента внедрения в полиграфические технологии настольных издательских систем (НИС), а широкое распространение получил с появлением программных RIP, т.е. с середины нулевых.
Необходимость треппинга возникает в местах соприкосновения различно окрашенных объектов вёрстки. Объясню подробней. Базовых цветов в модели CMYK четыре. Цвет объектов вёрстки содержит сочетания базовых цветов в разных соотношениях. Так вот, треппинг нужен только между теми перекрывающимися объектами вёрстки, в цвете которых нет общих базовых цветов. Поясню примером. На рис. 1. синий квадрат (C–100%, M–50%), жёлтый квадрат (Y–80%, BlacK–20%) не имеют общих базовых цветов. Если кликнуть на картинку, то можно увидеть как данные объекты вёрстки выглядят в цветовых каналах.
Необходимость треппинга обусловлена особенностями технологии полиграфического производства, а также особенностями восприятия человека. Вследствие небольшого несовмещения, а также раздачи бумаги по краям от клапана, посадить два объекта вёрстки, не имеющих общих базовых цветов, плотно друг к другу невозможно. Между ними всегда будет возникать, хотя бы, тончайшая белая (цвета бумаги) линия. Глаз эту линию отлично выделяет (особенно если объекты тёмные) и сосредотачивает на ней своё внимание (рис. 2 верхняя строка). Либо обратно, при отсутствии треппинга на границе контакта светлых объектов с тёмными будут возникать цветные полосы (рис.2 нижняя строка).
Треппинг может быть осуществлён между 2-я объектами вёрстки. К объектам вёрстки будем относить:
Программы автоматического треппинга перед началом процедуры определяют степень видимости объектов, т.е. в паре 2-х накладывающихся объектов определяются объекты переднего и заднего плана. Треппинговый контур создаётся только объекту переднего плана. В наших рассуждениях будем называть объект переднего плана объектом треппинга или просто объектом, а объект заднего плана – фоном.
Между какими парами объектов вёрстки возможен треппинг? Треппинг возможен между следующими парами объектов вёрстки:
Как видно, растровые объекты не могут выступать объектами треппинга и участвуют в треппингетолько в качестве фона.
Наиболее сложные (развитые) объекты треппинга – это шрифты. В том числе и правила треппинга для них наиболее продвинутые, например, программы треппинга способны разделять шрифты на группы в зависимости от размера кегля, цвета и т.п. Например, к чёрным шрифтам применяется метод треппинга overprint (печать поверх), но если это применить к крупным заголовкам, проходящим по неоднородно окрашенному фону, то рисунок фонового объекта под чёрным заголовком, будет просвещаться и заметен глазу. Поэтому для крупных шрифтов правильней установить иной метод треппинга (spread или choke). В качестве иллюстрации вышесказанного привожу скан известного журнала (рис. 3). Вместо крупного шрифта используется чёрный прямоугольник (плашка) 100% Black, к нему был применён метод треппинга overprint (оверпринт).
Программы треппинга позволяют создавать набор правил треппинга для различных групп объектов вёрстки. Группы можно составлять, исходя из формальных свойств объектов. Например, в шрифтах формальных свойств больше, чем в векторных объектах. Если шрифтыперевести в кривые (как часто любят делать начинающие допечатники), то они шрифты лишатся многих своих формальных свойств. Например, программы треппинга отличают шрифты от просто векторных объектов по следующим категориям: font-family; font-style; font-weight; font-size. Исходя из этих свойств, можно создавать группы и наделять их определёнными правилами треппинга. А шрифты, переведённые в кривые, программой треппинга видятся также, как обычная векторная плашка.
Группы треппинга для векторных объектов можно создавать только по цвету. Общепринятые разделения это: белые объекты; чёрные объекты (95–100% black); иные.
Шрифты, также как и векторные объекты, можно группировать в треппинговые группы по цвету, а методы треппинга можно применять отдельно к каждой группе цвета. Методы треппинга, применяемые к векторным объектам и шрифтам в зависимости от их цвета:
Стандартный размер треппинга 0,288 pt ≅ 0,1 мм.
Треппинг – это контур по границе соприкосновения объектов треппинга. Треппинговый контур создаётся вокруг объекта треппинга, т.е. объекта переднего плана. Цвет треппингового контура – это смесь цветов соприкасающихся объектов треппинга, но с уменьшенной интенсивностью (тоном). (На рис. 4 приведён пример треппинга, сделанный RIP Prinergy методом choke. Контур вокруг объекта треппинга (зелёного квадрата) как раз и есть треппинговый контур. Цвет объекта треппинга: C–80%, Y–100%. Цвет фона: B–15%. Цвет треппингового контура: C–80%, Y–100%, B–11%). В самом простом случае, треппинговый контур получает цвет объекта треппинга с методом треппинга overprint, т.е. цвет треппингового контура представляет собой сумму цветов объекта треппинга и фона.
Часто цвет треппингового контура получается темнее чем цвет объекта треппинга и может быть заметен глазу. Ещё и поэтому следует визуально просматривать отРИПованные полосы прежде чем утвердить их в печать.
Этот вопрос всякий раз решает программа треппинга. Как она это делает? Изначально краскам присвоены некоторые коэффициенты плотности. У чёрной он самый большой – 1,7, затем идёт Magenta – 0,76, Cyan – 0,61 и самая прозрачная Yellow – 0,16. На основе этих данных высчитываются веса объекта треппинга и фона и принимается решение о том кто из них светлей. Если объект треппинга светлее фона, то треппинговый контур расширяет его (Stroke to Outside). Этот метод треппинга называется spread, т.е. расширение. Обратная ситуация, когда объект треппинга темнее фона. В этом случае треппинговый контур сужает границы объекта треппинга (Stroke to Inside). Такой метод треппинга называется choke, т.е. сужение. Есть ещё два крайних метода треппинга – это knockout – "вырезать под" и overprint – "печать поверх".
Метод треппинга | Суть метода | Цвет объекта | Цвет фона |
---|---|---|---|
knockout | вырезать под | белый | любой, кроме глубокого чёрного |
overprint | наложение | чёрный | любой |
spread |
расширение Stroke to Outside |
светлый | тёмный |
choke |
сужение Stroke to Inside |
тёмный | светлый |
стандартный размер контура треппинга | 0,288 pt ≅ 0,1 мм |
Метод треппинга knockout вырезает в фоне дырку в размер объекта и помещает туда объект треппинга. Такой метод используется для объектов, имеющих белый цвет, для цветных объектов метод треппинга knockout означает отсутствие треппинга.
Метод треппинга overprint – означает печатать поверх. Происходит наложение цветов объекта треппинга и фона. В основном, этот метод треппинга используют для небольших чёрных шрифтов. Правила наложения объекта треппинга и фона для метода треппинга overprintследующие: сравнивается интенсивность цвета в каждом цветовом канале поочерёдно (C→M→Y→B). Итоговым цветом канала становится более интенсивный цвет. Например, объект треппинга имеет цвет (C–30%, M–15%, Y–95%, B–0%). Фон имеет цвет: (C–0%, M–45%, Y–25%, B–30%). В результате треппинга методом overprint итоговый цвет объекта будет (C–30%, M–45%, Y–95%, B–30%).
Треппить белый объект на глубоком чёрном фоне следует не методом knockout, как может показаться на первый взгляд, а методом треппинга spread.
На рис. 5 показан треппинг фрагмента белого шрифта на глубоком чёрном (C–50%, M–40%, Y–40%, K–100%). Граница шрифта увеличивается в зону чёрного объекта (метод треппинга spread) за счёт треппингового контура. Сам треппинговый контур состоит из 100% Black.
В результате, граница глубокого чёрного отступает и, если несовмещение в границах допуска, то по краям букв не будет цветных полос.
Данный способ треппинга особенно актуален для тонких шрифтов (с засечками) и тонких линий.
Глубокий чёрный также нуждается в треппинге, за исключением случаев, описанных в параграфе "Когда треппинг не нужен". Вопреки ожиданиям методом треппинга глубокого чёрного является не метод overprint, а метод треппинга choke. Иными словами, треппинговый контурсужает границу глубокого чёрного, причём цвет треппингового контура устанавливается как 100% black. Если объект глубокого чёрного располагается на фоне, цвет которого отличен от белого, то контуру треппинга необходимо задать атрибут overprint.
Pantone® – особый вид красок, который невозможно получить в палитре CMYK. Способ треппинга Pantone определяется его типом. Точнее сказать, его плотностью. Также как и базовым цветам палитры CMYK, Pantone® присваиваются коэффициенты плотности, которые учитываются программой треппинга. Металлизированные Pantone® имеют самые высокие показатели плотностей, поэтому с цветами в палитре CMYK и другими видами Pantone®, треппинговый контур будет сужать границы металлизированного Pantone®. Иными словами, в случае выступления металлизированного Pantone® в качестве объекта треппинга к нему следует применять метод треппинга choke. Треппинг между двумя Pantone® осуществляется по общим правилам треппинга. Из-за особенностей Pantone®, размер треппинга с их участием часто понижают со стандартных 0,288 pt ≅ 0,1 мм до 0,144 pt ≅ 0,05 мм.
На рис. 6 приведены примеры неверно сделанного треппинга для металлизированного Pantone®.
Применение треппинга для Pantone® требует опыта, в том числе технологического. Большое значение имеет:
Часто Pantone® печатают без треппинга, однако, при этом, возрастает риск "непосадки" элементов Pantone®. Если Вы рискнули печатать Pantone® без треппинга, забыли или не смогли его сделать, а на приладке не удаётся качественно посадить элементы, печатаемые Pantone®, не стоит отчаиваться. Есть ещё один способ, сопоставимый с эффектом треппинга – это изменение геометрии печатной формы. Суть метода в том, что заново выводится только одна форма, форма с Pantone®, но перед выводом к ней применяется масштабирование. Размер масштабирования не должен превышать 1% и, обычно, составляет его доли. Точное понимание приходит с опытом, однако, эксперименты в этой области (имитации треппинга) значительно эффективней, чем перевывод всего комплекта, в случае с треппингом.
Когда в цвете объекта треппинга и фона есть общие базовые составляющие треппинг не нужен. Какой размер общих составляющих считать достаточным? Здесь была бы полезна формула, учитывающая плотности красок и процент перекрытия. Но если не усложнять, то можно говорить что более 10–15% вполне достаточно. Конечно, если объекты тёмные, а пересечение только по жёлтой, то этого может не хватить, в остальных случаях дополнительный треппингтолько навредит, т.к. может вызывать не равномерное утолщение объекта треппинга, что очень заметно на тонких шрифтах.
На рис. 7 фон имеет цвет (C–50%, M–80%), объект треппинга (M–15%, Y–70%, K–15%). У этих объектов есть общий цвет Magenta–15%, им треппинг не нужен. При просмотре этой картинки поканально можно увидеть соприкосновение объектов в цветовом канале Magenta.
Формат PDF, на Ура принятый полиграфистами, имел один существенный недостаток. Композитные PDF не содержали информации о треппинге. Да, треппинг научились зашивать в сепарёнку (Separate PDF), но наглядность, а стало быть и возможность проверки, у сепарённых PDF гораздо ниже чем у композитных (Composite PDF). Кроме того, Quark делал треппинг только своим объектам и не считал своими подлинкованные EPS. EPS'ам приходилось делать треппингвручную. Например, треппинг в Illustrator (в простых случаях) делался следующим образом: векторному объекту задавался контур (Stroke) толщиной 0,1 мм, того же цвета что и объект. Затем контуру треппинга присваивался атрибут overprint. Так получался треппинг в Illustrator.
Подробно о практических приёмах треппинга в Illustrator читайте в статье: "Треппинг в Illustrator. Практические приёмы".
В настоящий момент, программные RIP, например, Сгео Trapwise или Heidelberg SuperTrap, научились делать треппинг в композитных PDF. Однако сам формат PDF так и не научился хранить информацию о треппинге в композите, хотя приобрёл много полезных и не очень возможностей, например, комментарии и ссылки. Для создания треппинга методом spread или choke RIP создаёт новые объекты – это треппинговые контура. Естественно, что когда на полосе содержится много векторных объектов, RIP "выпадает в осадок".
Ещё один минус такого подхода это возможность дважды сделать треппинг одному и тому же файлу. Заметить трудно, а в результате получается бяка.
Следует добавить, что возможности треппинга в QuarkXpress, а также в Indesign примерно одинаковы: треппинг возможен только для объектов созданных внутри этих программ вёрстки и не распространяется на импортируемые объекты; треппинг делается только для сепарённых PDF'ов.
Треппинг – это забота типографии, т.к. он является частью производственного процесса. Поэтому заниматься треппингом самостоятельно следует лишь в исключительных случаях. При этом, следует понимать, что:
Если Вы прибегаете к приёмам самостоятельного треппинга, то не забудьте предупредить об этом типографию.
Часть 1. Треппинг в Illustrator
Часть 2. Треппинг в Photoshop
Часть 3. Треппинг в Indesign
ИП Верес С.А.
Свидетельство от 17.02.2010 выдано Администрацией Ленинского района г. Гродно, УНП 590956433, РБ, г. Гродно
Время работы с 9.00 до 21.00
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.