Демпинг, конечно, явление обычное для фриланс-мира, однако для профессионала, каковыми мы себя обычно считаем, заниженные цены конкурентов не могут быть помехой. Обычно заведомо низкие цены ставят либо новички с горящими глазами, готовые работать за копейки ради наработки портфолио, либо люди, слабо знакомые с принципом расчета стоимости работы, которые исходят из того, что, работая дома за стареньким PC, они не несут никаких затрат, следовательно, зачем включать их в стоимость заказа? Чаще всего, это те же новички, либо просто неумные люди, мы таких в расчет не берем.
Чаще всего за низкой ценой прячется шаблонный или ворованный дизайн, масса недоработок финального варианта проекта и отсутствие опыта. А опыт — штука чрезвычайно важная в дизайне любой направленности. По работе всегда видно, насколько опытен выполнявший ее дизайнер, и умные заказчики это знают. Следовательно, на демпинговые цены поведутся только неумные заказчики — а оно вам надо?
Мне понравилась фраза в описании ценовой политики киевской студии дизайна Wizardry:
«...не все могут позволить себе наши услуги, зато мы можем позволить себе гордиться каждым нашим проектом.»
Однако, вернемся к вопросу разделения заказа и передачи его части подрядчикам. Заметно, что для большинства фрилансеров-одиночек бывает морально сложно отдать часть своего заказа партнеру. Они объясняют это недоверием, желанием сделать все качественно и в срок, личными причинами — однако, реальной помехой является банальное нежелание делиться куском пирога. А если пирог этот самому не проглотить? Если объем слишком велик относительно поставленных сроков? Не брать такие проекты?
Это выход, но не вполне удачный. Вот, что пишет о такой ситуации опытный веб-дизайнер Джейсон Шубринг:
С маленькими клиентами работать сложнее
Как это не удивительно, но с клиентом который платит $10.000 зачастую работать легче, чем с тем, что платит $1.000. Все дело в том, что состоятельный клиент обычно предоставляет больше свободы. Он платит хорошие деньги и рассчитывает на то, что он обязан получить хорошо сделанную работу, и при этом ему не придется сидеть у дизайнера «над душой».Клиент у которого небольшой бюджете обычно участвует в процессе куда активнее. Он платит тысячу, но за эту тысячу вытрясет из тебя всю душу, только потому что его риски гораздо выше чем богатого клиента – у него может не быть денег и времени на переделку неудачного проекта. Вообще по опыту более щедрые клиенты почему-то оказываются адекватнее, а также проще в общении и сотрудничестве. Поэтому если оговоренная стоимость работы не покрывает теоретически возможную различного рода “нервотрепку”, проще от такого клиента отказаться.
(перевод отрывка — Дизайн-мания)
Таким образом, гораздо эффективнее взять одни большой заказ и, разделив его на этапы, перепоручить некоторые из них таким же фрилансерам, как вы.
Более того, маленькие дешевые заказы невыгодно вести цепочкой, необходимо параллельно искать новые, общаться с потенциальными клиентами, а также выполнять остаточные задачи по предыдущим проектам. Так что лучше: сосредоточится на одном большом проекте — или набрать маленьких заказов и разрываться между ними? Думаю, ответ очевиден.
Просматривая портфолио именитых, признанных дизайнеров, вы обязательно обращаете внимание на его клиентуру: для кого он выполнял работу и что именно делал. Согласитесь, названия солидных компаний и брендов на страничке «Наши клиенты» сильно добавляют доверия и уважения по отношению к дизайнеру. Многие даже специально выносят на главную страницу блок с названиями известных марок, с которыми приходилось иметь деловые контакты. Также, гораздо эффектней смотрятся в портфолио комплексные проекты, охватывающие, к примеру полную разработку айдентики солидной фирмы, нежели редизайн флаера местной фирмы по перепродаже подержанных авто.
Мелкие заказы не приносят исполнителю ничего, кроме денег. Исключение составляют лишь начинающие специалисты, которым они дают еще и неоценимый опыт. Для них, действительно, есть смысл первые полгода-год стараться избегать крупных проектов, набивая руку на небольших быстрых заказах, наполняя ими пустое портфолио и приобретая опыт. И все равно — оптимальным для них был бы вариант участия в крупных проектах в качестве подрядчика — того самого, который выполняет какой-то из этапов работы. Это дает куда больше:
Конечно, большой проект требует большой ответственности. Он связан с более крупным риском, требует тщательного планирования и уменьшает уровень свободы, столь любимой фрилансерами. Однако, если смотреть на положение вещей шире, исполнитель большого заказа лучше защищен в финансовом плане, получает больше опыта, имеет меньше контроля и придирок со стороны клиента, а по окончании — вешает блестящую медаль в свое портфолио. К тому же, есть немалая вероятность того, что к вам обратятся за последующей поддержкой проекта — а ведь гораздо выгоднее сопровождать один большой проект, нежели кучу мелких.
В конечном счете, решение, конечно, принимать вам. Есть дизайнеры, которые категорически отказываются от крупных проектов — их мнение тоже стоит учитывать. Рассмотрите все за и против — и, возможно, у вас реже будет наступать ситуация аврала перед дедлайном, когда уже нет времени накладывать правильные текстуры на торцы бревен :)
ИП Верес С.А.
Свидетельство от 17.02.2010 выдано Администрацией Ленинского района г. Гродно, УНП 590956433, РБ, г. Гродно
Время работы с 9.00 до 21.00
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.