Пожалуй, черный цвет (буковку K) можно назвать самым коварным цветом в наборе CMYK. Начать с того, что слово Black никак не ассоциируется с прописным К. Но гораздо важнее понимать, что цвет К100% печатается overprint практически всегда. И не всегда это хорошо.
Давайте разбираться.
Overprint, или «взапечатку», или «печатать поверх». Чтобы понять, что это значит, придется углубиться в технологии офсетной печати и цветоделения.
Черный «контур»
Офсетная печать чаще всего производится в 4 краски. CMYK – это Cyan, Magenta, Yellow и blacK (вернее, Key), четыре базовые краски, так называемый «полноцвет». Их называют триадными, хотя красок на самом деле четыре. Почему? Это очень старая история.
С самого начала печатать пытались именно триадой CMY – смешение хотя бы по 80% всех трех красок уже дает плотный черный цвет. Но оказалось, что таким оттискам не хватает контраста. И введение «Контура» – черной краски – решило проблему. А название так и осталось – триада.
То есть черный цвет предназначен для повышения четкости и контраста изображения. К тому же черная краска – достаточно плотная, чтобы покрыть другие цвета на бумаге. Поэтому черный цвет печатают в последнюю очередь (четвертой секцией печатной машины), а 100% черные элементы изображения еще и взапечатку.
Делим каналы
Триадные краски прозрачные – при пересечении они образуют другие цвета. Напечатать 100%Cyan поверх 100%Yellow – и мы получим хороший зеленый цвет. Области, цвет которых определяется сложнее (например, 80C/58M/20Y/15K), печатаются всеми четырьмя красками, которые при наложении образуют заданный цвет.
При подготовке к печати – цветоделении – изображение разделяется на 4 канала, и каждый печатается соответствующей секцией печатной машины с отдельной формы.
Посмотрите на каналы. Чаще всего черный канал содержит гораздо больше информации, чем другие краски – если намеренно не «выкрутить» картинку, черный будет присутствовать почти во всех тенях и придавать картинке четкость. Часто черный канал можно использовать как самостоятельное ч/б изображение – в нем присутствуют все значимые элементы картинки.
Каналы можно посмотреть в Фотошопе:
И мы добрались наконец до понятия overprint.
Взапечатку или выворотка?
Понимание того, что происходит при последовательной печати триадными красками, очень важно для полиграфического дизайнера.
Например, желтая буква на голубом фоне при цветоделении будет выглядеть так: на желтой форме будет буква и белый фон, на форме cyan будет фон и «дырка» в форме буквы. Это полиграфисты называют «выворотка».
А вот если буква будет черной, фон под нее не будет убираться. Выворотки не будет.
Вот это и называется оверпринт. Стопроцентно-черный элемент будет напечатан поверх любого изображения.
Именно поэтому большинство мелких надписей и тонких линий делается черным. Это не недостаток фантазии у дизайнеров, это просто здравый смысл.
Если маленькие буквы (8-9 пт) покрасить в несколько красок, даже самое незначительное несовмещение при печати приведет к тому, что буквы будут слегка двоиться и «съедут» относительно друг друга и своей выворотки в фоне.
Особенно заметно это происходит с белыми буквами – под них делается выворотка на всех четырех формах.
С черными буквами такого никогда не произойдет – они просто печатаются поверх любого фона.
Всякий элемент, для которого установлен параметр «overprint», будет печататься поверх фона – вы можете задать его для любого элемента своего дизайна. Но нужно понимать, что даст вам наложение красок. Если вы установите overprint для голубого элемента на желтом фоне, в печати вы получите зеленый цвет. А если случайно поставите overprint белому объекту, то он просто … пропадет при печати.
При цветоделении overprint для объектов 100% черного цвета задается по умолчанию.
Несовмещения не надо бояться
Современные печатные машины дают очень высокое качество совмещения, поэтому опасаться слишком заметного сдвига красок не стоит. Кроме того, при цветоделении используется треппинг – в местах, критичных для совмещения, объекты чуть расширяются и образуется область пересечения красок. Это расширение не видно невооруженным глазом, но компенсирует возможные смещения красок относительно друг друга.
Но если вы хотите быть полностью уверены, что мелкий текст или тонкие линии будут хорошо читаться, делайте их просто черными.
Параметр «overprint» лучше не выставлять самостоятельно
Во-первых, вы можете поставить overprint какому-то цветному объекту, потом перекрасить его в белый – и он просто исчезнет при печати.
Во-вторых, не нужно думать за алгоритм цветоделения – он сам справится.
В-третьих, иногда черным объектам нельзя назначать overprint – если они слишком большие по площади, а под ними могут лежать другие цветные объекты.
«Богатый» черный
Есть еще один важный момент, связанный с черным цветом. Простой 100-процентный черный цвет – не слишком насыщенный. Иногда его недостаточно, чтобы добиться нужного эффекта.
Тогда используется «богатый» черный цвет. Обычно состав такого цвета определяет технолог типографии – он по опыту знает, какой черный выглядит особенно сочно при печати. Один из распространенных стандартов – 60C/40M/40Y/100K.
Можно самостоятельно подобрать проценты так, чтобы черный был более «теплым» или «холодным». Но лучше посоветоваться со специалистами типографии. Даже использование триадных красок от разных производителей может сказаться на оттенке такого черного.
Этот цвет содержит в себе все триадные цвета, поэтому он печатается не взапечатку, правило overprint black к нему не относится.
Черный RGB: внимание, ловушка!
Самая, пожалуй, неприятная ловушка подстерегает дизайнера, привыкшего работать в палитре RGB (или не заметившего, что она выставлена по умолчанию).
Цветовая схема RGB радикально отличается от CMYK и по охвату, и по способу формирования изображения. Самое же неприятное в этой ситуации – конвертация из RGB в CMYK.
Цветовой охват CMYK более узкий – и вас могут ожидать сюрпризы, когда сочная RGB-картинка станет заметно бледнее. А черный цвет при переводе в CMYK превратится в составной. Вы будете ожидать, что мелкие черные объекты напечатаются в одну краску поверх картинки, а они будут поделены на все 4 краски и превратятся во что-то лохматое и расплывчатое.
За этим нужно следить. Самое простое – работать с финальным дизайном уже в палитре CMYK.
Оверпринт для других красок
Есть и другие краски, которые печатаются взапечатку. Например, это «золото» и «серебро». Эти пантонные краски – кроющие, они отлично ложатся поверх цветного фона и даже выигрывают от этого: серебро по черному фону и по белой бумаге дает совершенно разный эффект.
Но нужно помнить об эффекте оверпринта: если под таким объектом будет частично лежать другие объекты и граница будет слишком резкой – это будет видно. В таких случаях под спец.краску подкладываются специальные объекты триадного цвета.
Самое важное
Если у вас нет опыта самостоятельного разделения цветов, не экспериментируйте. Для обычной печати в 4 краски достаточно того, что произойдет при цветоделении – черный будет сделан оверпринтом там, где нужно.
Если вы все-таки попробовали что-то сделать (выставить параметр overprint каким-то объектам) – предупредите об этом специалистов типографии, чтобы они проверили ваши настройки. Возможно, что-то надо будет исправить.
Если вы готовите печать спец. красками, начните работу с консультации у технолога. А затем внимательно проверяйте по каналам все изображения, которые готовите.
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.